Таинство крещения

крещение ГосподнеДля крещения детей до 7 лет нужны крестные родители (восприемники) и необходимо иметь при себе: крестик (на ленточке или цепочке) и полотенце, а для младенцев нужна новая крестильная рубашка. Все необходимое для крещения можно приобрести в иконной лавке.

Для крещения взрослых необходимо иметь при себе: крестик (на ленточке или цепочке) и полотенце. Свечу, памятку о крещении Вам выдадут в иконной лавке при регистрации на крещении. Свидетельство о крещении священник вручает после окончания таинства крещения.

Фото и видеосъемка крещения разрешена, но совершается должна благоговейно, дабы не мешать молитве и совершению таинства. Спиной к алтарю становиться нельзя, это неблагоговейно.

Для записи на таинство Крещения Вам необходимо приехать в монастырь и обратиться в монастырскую лавку.

Но если у Вас есть возможность внести пожертвование через интернет, Вы можете позвонить и записаться по телефону +7 (351) 251-79-84.

Подробнее о подготовке к таинству крещения:

Зачем нужно креститься

Стать христианином — это значит не только переменить убеждения или даже образ жизни, это значит решительно измениться, стать другим человеком. История христианства, знает множество примеров, начиная с апостола Павла, когда уверовавшие во Христа, а потом крестившиеся становились действительно новыми людьми.

Младенцев крестят по вере их восприемников (родителей и крестных) с тем, чтобы, выросши, они под действием охраняющей их благодати и сами усвоили то, что дано им по чистому милосердию Создателя, а если крестится взрослый человек, крещением омываются совершенные им ранее грехи.

Но при этом нужно помнить слова Господа Иисуса Христа, во Имя Которого хотите креститься: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Евангелие от Луки 12:48).

С того, кто знал волю Христа, называя себя христианином, будет и больше спрошено, так как быть христианином — это не привилегия, а прежде всего — ответственность за все свои поступки и мысли. Быть христианином – значит жить и действовать в соответствии с волей Христа, Его примером, Его заповедями.

Строго говоря, христиане призваны к достижению святости. А святость – это близость к Богу. Как же достичь этой близости? Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Евангелие от Иоанна 14:6).

Что такое крещение

Крещение – первое Таинство Церкви, в котором участвует человек. Через крещение он рождается для вечной жизни. «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» — говорится в Священном Писании.

Перед тем, как стать членом Церкви, воином Христовым, человек должен исповедовать свою веру, именно поэтому тот, кто желает принять крещение, должен прежде узнать и принять основы учения Православной Церкви. Для таких людей в монастыре каждый день в 10.00 проводятся специальные подготовительные беседы перед крещением.

Таинство крещения может быть совершено только один раз над одним человеком. Это принципиально важно. Если у человека есть сомнения относительно того, был ли он крещен ранее, об этом необходимо сообщить священнику. крещение в таком случае может быть совершено особым образом, решение о чем принимает священник.

Таинство крещения не действует автоматически, без нашей веры и любви, покаяния, без соблюдения заповедей семя вечной жизни не взойдёт, а погибнет в нас.

За́поведи Бо́жии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствии греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести. «Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин.14:23-24)

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЗАКОНА БОЖИЯ (Исход 20:2-17)

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

 

Обязанности наши к Богу предписываются первыми четырьмя заповедями, а по отношению к ближним — в шести остальных. Таким образом, на двух скрижалях они и были даны Моисею в Ветхом Завете.

Пришедший во плоти Иисус Христос в Новом Завете более четко выразил Закон Божественной любви: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (От Матфея 22,37:40).

ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БЛАЖЕНСТВА (От Матфея 5:3-12)

Господь Иисус Христос говорит:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

 

Десять заповедей даны были в Ветхом Завете, чтобы удержать людей от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Святость же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать человек. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный – есть закон Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга.

Последование таинства Крещения

Любое священнодействие имеет свою определенную форму, основанную на молитве к Богу и вере Ему. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», — напоминает Христос (От Матфея 18:20). Разумеется, и Крещение начинается с совместной молитвы – крещающего священника и подготовившегося и пришедшего креститься.

Первая, подготовительная и молитвенная часть называется оглашением.

Читаются 5 молитв, 4 из которых – запрещающие действие сатаны, или «князя мира сего». Из Евангелий известно, что сатана (дьявол) искушал Самого Христа перед выходом Его на общественное служение (От Матфея, 4, от Луки, 4). И если к Нему Самому он имел доступ, то что же говорить про нас, всех остальных? Соблазн материальных благ, соблазн власти и жажда чудес любой ценой постоянно преследуют как верующих во Христа, так и все человечество в целом, а именно это предлагал сатана Христу на «горе искушений» в Иудейской пустыне. Христос как Человек, во всем подобный нам, отверг эти искушения, и всякий, желающий следовать за Ним, призывается отречься от сатаны и от всех предлагаемых им соблазнов. Соблазн всеведения и неограниченной власти над миром был предложен тем же сатаной первым людям, Адаму и Еве, на заре человеческой истории: вкусить запретный плод с дерева познания добра и зла, чтобы стать, «как боги, знающие добро и зло» (Бытие 3:1-7). Причем невзирая на волю Бога-Творца, призвавшего первых людей плодиться, размножаться, наполнять землю и осваивать ее, нарекая имена всякой твари (т.е. познавать окружающий мир), одарившего наших прародителей изобилием земных и духовных благ в первозданном Раю, но – совершенно независимо от Него Самого, и даже претендуя на равенство Ему! Одно из печальных последствий того, что первые люди тогда не послушались голоса Божия, но вняли голосу дьявола, также одного из первых разумных и одаренных созданий Божиих, первого восставшего против Создателя, явилась утрата Адамом и Евой первозданного Рая, утрата связи с Богом, смертность и путаница добра и зла в жизни последующих поколений вплоть до сего дня. Христос – Новый Адам – не принявший, но отвергнувший предложенные Ему искушения, пришел спасти каждого из нас, в том числе и от этого смешения понятий добра и зла, как вне, так и внутри нас, разрушить дела дьявола и изъять нас из поля его действия.

Во время чтения одной из этих запретительных молитв священник дует в лицо крещаемого, обращаясь к Богу: «Изгони из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его. Духа прелести, духа лукавства, духа лжи и всякой нечистоты, действуемой по научению диавола; и сотвори из него овцу словесную святого стада Твоего, честной член Церкви Твоей, сына и наследника Царства Твоего…». По прочтении всех молитв следует вопрос ко крещаемому:

Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, и всех аггелов его (т.е. служителей, бесов), и всего служения его, и всей гордыни его?

— Отрекаюсь, — отвечает крещаемый. Вопрос повторяется еще два раза, т.е. отречение от сатаны полагается трижды.

— Отрекся(лась) ли от сатаны? – спрашивает снова от имени Бога священник.

— Отрекся(лась), — отвечает крещаемый(мая) (также трижды).

— И дунь и плюнь на него! – призывает далее священник.

Крещаемый плюет в западную сторону себе под ноги, подтверждая этим, что презирает сатану и не желает иметь с ним ничего общего. (Естественно, надо быть по жизни готовым, что сатана нам будет пытаться после этого мстить, нападая на нас либо через наши собственные смущающие нас мысли, подавленность, раздражение, плохое настроение, либо через отдельных людей или обстоятельства. Вот тут и требуется вера, молитва и жизнь по заповедям Божиим, и тогда, как восклицает апостол Павел, «Если Бог за нас, кто против нас?» (К Римлянам 8:31).

Следующий вопрос священника ко крещаемому – об обещании соединиться (сочетаться) со Христом, последуя Ему:

— Сочетаешься ли Христу?

— Сочетаюсь, — подтверждает крещаемый(мая) (вопрос и ответ на него повторяются также трижды).

— Сочетался(лась) ли Христу?

— Сочетался(лась).

— И веруешь ли Ему?

— Верую Ему, как Царю и Богу, — отвечает крещаемый(мая) и произносит православное исповедание веры, т.е. Символ Веры, изложенный выше.

По прочтении Символа Веры опять следует троекратное вопрошание:

— Сочетался(лась) ли Христу?

— Сочетался(лась).

— И поклонись Ему, — призывает священник. Крещаемый совершает земной поклон с крестным знамением, отвечая:

— Поклоняюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной.

— Благословен Бог, всем человекам хотящий спастись и в познание истины придти, ныне и присно, и во веки веков! – отвечает священник, и чтением заключительной краткой молитвы заканчивается чин оглашения.

Вторая и основная часть – святое Крещение

Совершается благословение и освящение воды, в которой будет производиться Крещение. Затем священник помазывает освященным елеем части тела крещаемого, говоря: Помазуется раб Божий (раба Божия) (ИМЯ) елеем радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Во исцеление души и тела (помазывая грудь); в слышание веры (помазывая уши); руце Твои сотвористе мя и создасте мя (помазывая обе руки; «Руки твои сотворили меня и устроили меня» — псалом 118:73); во еже (чтобы) ходити ему по стопам заповедей Твоих (помазывая ступни ног).

Затем следует троекратное полное погружение крещаемого в освященную воду (в случае невозможности полного погружения допускается троекратное обливание) со словами: «Крещается раб(а) Божий(я) (ИМЯ) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь.

После совершения троекратного омовения на крещаемого возлагается нательный крестик, а также надевается, белая крещальная риза (рубашка), в знак очищения от грехов и получения душевной чистоты. Звучит краткое песнопение: Ризу мне подаждь светлу, одеяйся (одевающийся) светом яко (словно) ризою, Многомилостиве Христе Боже наш. И читается Псалом 31:

Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего. Ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»; и Ты снял с меня вину греха моего. Зато помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления… Много скорбей нечестивому; а уповающего на Господа окружает милость. Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.

Третья часть – таинство Миропомазания

Водное крещение, то есть омовение, совершилось. За ним следует крещение Духом Святым, подобное тому, что восприняли апостолы в день Пятидесятницы. Первоначально дар Святого Духа сообщался уверовавшим во Христа через возложение рук апостольских, но позднее, по причине быстрого умножения числа христиан и их распространения по всей Римской империи физически апостолам стало невозможно возлагать руки на каждого покрестившегося, и возложение рук было заменено освящением мира и помазанием святым миром. Миро – ароматное масло, сваренное и освященное особым образом, содержащее 33 ароматических компонента, по числу земных лет Господа Иисуса Христа. Освящать миро имеет право только епископ, да и то не всякий, а в силу многовековой традиции лишь глава данной поместной (автокефальной) Церкви; в русской Церкви это Патриарх Московский и всея Руси. После освящения миро распределяется по разным церковным общинам, через епископов, возглавляющих данную церковную область (епархию).

У новокрещеного помазываются веки, уши, ноздри, губы, кисти рук (которые в человеке символизируют пять чувств – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), а также грудь и ступни ног со словами «печать дара Духа Святаго, аминь».

В исключительных случаях совершение водного Крещения допускается верующим мирянином (главным образом это касается младенцев в случае смертной опасности и отсутствием поблизости священника; так было немало людей покрещено в деревнях в России в период гонений на Церковь при советской власти). Такое крещение обязательно должно быть дополнено таинством Миропомазания в храме.

После помазания миром совершается торжественный обход вокруг крещальной купели: за священником с крестом в руках следует новокрещеный в белой ризе и с зажженной свечой. Во время троекратного обхождения купели поются слова апостола Павла: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя! (Вы, кто (которые) во Христа крестились, во Христа облеклись, — К Галатам 3:27). По обхождении звучат слова 26-го псалма: Господь просвещение мое и спаситель мой: кого убоюся? Господь защититель живота моего: от кого устрашуся?

И читается отрывки из Священного Писания.

Братия, неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (К Римлянам 6:3-11).

Во время оно, одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (От Матфея 28:16-20).

Затем следуют заключительные молитвы. Тело крещеного отирается от св. мира (оправдался(лась) еси, освятился еси, просветился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился(лась) еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь (1 Коринфянам 6:11). И заключительное священнодействие – крестообразное пострижение волос на голове новокрещеного, в знак посвящения Его отныне Богу и присоединения его, как овцы словесной, к стаду Христову. С овцы бессловесной состригается шерсть для благого употребления; с овцы словесной можно состричь только волосы, в напоминание того, что Господь ждет от нее принесения плодов веры.

Воцерковление

Воцерковление есть введение новокрещенного человека в церковное общество и причисление к нему.

Все новокрещенные мужского пола в сопровождении священника входят в алтарь (младенцев священник вносит на руках), кланяются престолу, проносят через горнее место и подносят к иконе.

Девочек в алтарь не заносят.
Воцерковление заканчивается молитвой и целованием креста.

Кроме того, термин «воцерковление» можно отнести и к матери младенца, поскольку только на 40-дней после родов ей дозволялось вновь входить в храм, т.е. «воцерковляться». Православная Церковь требует от матери-христианки сорокадневного очищения. До сорокового дня после рождения ребенка женщина, если ей позволяет здоровье, может приходить в церковь, но должна находиться в притворе храма во время богослужений, не касаясь его святынь.

В сороковой день или в любой ближайший день по рождении ребенка начиная с сорокового она обязана прийти в храм для принятия разрешения (через очистительные молитвы, которые читает священник) и вновь причащаться Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Чинопоследование Молитв жене родильнице по четыредесяти днех включает в себя молитвы, относящиеся не только к матери, но и к рожденному ею младенцу (отрочати). Младенец и мать настолько связаны и зависят друг от друга, что можно считать, они живут одной и той же жизнью. Церковь объединяет их в единое целое и дает общее благословение и освящение.

Как подготовиться ко крещению

Человеку, пожелавшему креститься, следует изучить Символ веры, заповеди Господни и испытать свою совесть о серьезности принимаемого решения

Перед крещением надо познакомиться с основами православной веры, с «Символом веры», с молитвами «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…» и постараться их выучить. Все эти молитвы есть в молитвослове.

Для принятия крещения всякому принимающему это Таинство человеку необходимы два важнейших качества, чувства, состояния души: вера и покаяние.

Кающийся человек осознает свои грехи и понимает, какую великую милость являет ему Бог в таинстве крещения, прощая все беззакония, все грехи, совершенные ранее.

Вера нужна для осознания, что только Христос может освободить от грехов, ибо Христос взял на Себя грехи всего мира, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 3:16).

Когда можно совершать Таинство Крещения?

  • Крещение в нашем монастыре совершается каждый день в 11:00.
  • крещение совершается в любой период (день) года
  • периоды постов не являются препятствием для крещения;
  • православные праздники не являются препятствием для крещения;
  • для совершения крещения необходимо прийти в день крещения к 9:30 и записаться на крещение к церковной лавке.
  • В 10.00 из иконной лавки крещаемых проведут на беседу перед крещением. Крещаемые, а также родители детей и крестные обязательно должны пройти огласительные беседы. Беседа длится порядка 40 минут. После беседы Вы пройдете в храм для совершения таинства крещения.

 

Оглаше́ние (катехументат, от греч. katechoumenos, «оглашенный», «получивший устное наставление») – распространенное в древней Церкви устное наставление в вере, предшествовавшее крещению.

Что нужно приготовить с собой на Крещение:

  • православный нательный крестик. Крестик и цепочку (или шнурок — гайтан) можно приобрести в иконной лавке. Если крестик приобретен не в церковной лавке, а в обычном магазине, то необходимо при регистрации на крещение отдать его на освящение;
  • полотенце;
  • все крещеные люди, присутствующие на крещении, должны иметь нательный крестик;
  • Свечу, памятку о крещении Вам выдадут в иконной лавке при регистрации на крещении;
  • Свидетельство о крещении священник вручает после окончания таинства крещения.

 

Некоторые особенности Таинства крещения для взрослых:

  • по возможности – соблюдать пост в течение 2-3 дней до таинства крещения;
  • желательно – в сам день крещения с утра не есть, не пить и не курить;
  • живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеского общения;
  • являться на таинство крещения нужно чистым и опрятным, без косметики и украшений;
  • для женщин – таинство крещения осуществляется по окончании месячного очищения;
  • по благочестивому обычаю женщины приходят в храм в длинной юбке и с покрытой головой.

Крещение младенцев

Крещение младенцев началось с древних времен. От них, конечно, нельзя ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры их родителей и восприемников (крестных), на которых лежит святая обязанность научить крещаемых истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни (при крещении детей старше 18 лет крестные не нужны). Можно ли сомневаться, что подаваемая детям в таинстве Крещения благодать принесет должные плоды? Знаем мы, что и Сам Господь пустил детей приходить к Себе (От Луки 18:15-16), и что святой Иоанн Креститель прославил Господа, будучи еще во чреве матери.

Крещение младенцев совершается обычно на сороковой день после рождения, однако может быть совершено и ранее, и после этого дня. Ребенок не может сам отвечать на вопросы священника, отрекается ли он сатаны и сочетается ли со Христом. Он не может исповедовать свою веру, не может понять смысла происходящего Таинства. Поэтому крестный становится человеком, который за ребенка поручается: за него отвечает на вопросы, читает Символ веры, молится во время чинопоследования крещения. Вместе с тем, он берет на себя ответственность за то, чтобы ребенок, придя в сознательный возраст, смог дать на эти вопросы те же ответы, чтобы православное исповедание веры стало и его исповеданием, чтобы своей жизнью он доказал, что его вступление в Церковь состоялось.

Во время совершения таинства крещения взрослые крещаемые, а также родители и крестные детей, должны внимательно и благоговейно выполнять все указания священника.

По древней традиции Русской Православной Церкви, имя крещаемого нарекается в честь какого-либо святого. Это может быть святой, чья память празднуется в день рождения ребенка, в день Крещения, или просто почитаемый в данной семье святой. Таким образом, день памяти этого святого, будет днем именин. Важно знать житие святого, чье имя носишь, обращаться к нему в молитвах.

В случае если имени ребенка нет в святцах (то есть нет святого с таким именем), в крещении нарекается имя либо созвучное (например, Рустам-Рустик, Арина-Ирина или Полина-Апполинария), либо соответствующее по смыслу (например, Виктория-Ника). Нет ничего страшного, если имя девочки дается в честь святого мужского пола, так например, имена Инна и Римма, которыми называют девочек, даются в честь святых мучеников мужчин Инны и Риммы.

Имя человека выделяет его из миллиардов других людей и утверждает единственность и неповторимость его личности, ибо и за него распялся Господь наш Иисус Христос. Сын Божий имеет человеческое Имя, потому что Он есть Личность, и Церковь признает единственность каждого конкретного ребенка, обретшего Божественный дар личности. Соотнося его со Святым для нас Именем Божиим, Церковь показывает, что каждое имя свято, ибо освящено человеческим Именем Самого Христа. Это имя чада Божиего, сотворенного и предназначенного для личного общения с Богом, личного участия в Царстве Божием, которому не будет конца.

Во все времена имя христианина считалось святым, и потому с самого детства его учили уважать свое имя. Так родилась традиция давать крещаемому имя какого-либо святого, который становится, таким образом, его небесным покровителем и заступником. В этом выразился опыт Церкви как «Сообщества святых» — уверенность в том, что единственное истинное назначение и призвание человека есть святость.

С какого возраста можно крестить ребенка?

По установленной традиции крестить младенцев можно с первого дня жизни.

Когда можно совершать Таинство Крещения?

  • Крещение в нашем монастыре совершается каждый день в 11:00.
  • крещение совершается в любой период (день) года
  • периоды постов не являются препятствием для крещения;
  • православные праздники не являются препятствием для крещения;
  • для совершения крещения необходимо прийти в день крещения к 9:30 и записаться на крещение к церковной лавке.

 

Что нужно приготовить с собой на крещение ребенка:

  • православный нательный крестик. Крестик и цепочку (или шнурок — гайтан) можно приобрести в иконной лавке. Если крестик приобретен не в церковной лавке, а в обычном магазине, то необходимо при регистрации на крещение отдать его на освящение;
  • большое полотенце – чтобы завернуть малыша после купели. Полотенце можно приобрести в иконной лавке;
  • новая крестильная рубашка. Рубашку можно приобрести в иконной лавке;
  • все крещеные люди, присутствующие на крещении, должны иметь
    нательный крестик;
  • Свечу, памятку о крещении Вам выдадут в иконной лавке при регистрации на крещении;
  • Свидетельство о крещении священник вручает после окончания таинства крещения.

 

Что делать после крещения с крестильной рубашкой и полотенцем?

Из-за частичек святого мира, остающихся на крестильных одеждах и пелёнке, они хранятся, как святыня. В крестильную рубашку младенца одевают и приносят на Причастие. Можно одеть рубашку малышу, если он сильно болеет и помолиться о его выздоровлении. Полотенце, если в него не заворачивали ребёнка после миропомазания, а просто вытерли им крещаемого после купели, можно и дальше использовать по назначению.

Кто может стать крестным?

Основное требование, которое необходимо предъявлять крестному, это его неформальное отношение к своему участию в Таинстве. Прежде всего, крестный должен быть верующим и церковным человеком, должен понимать, что он берет на себя вполне определенную ответственность за крестника или крестницу. Его обязанность ― сделать все зависящее от него для того, чтобы ребенок вырос настоящим христианином, а не носил это имя лишь номинально. Крестный обязательно должен следить за тем, как воспитывают его крестника родители, сам общаться с ним и раскрывать для него истины веры и, главное, всегда молиться о нем.

Любое дело требует серьезного и осмысленного к себе отношения, тем более, когда речь идет о том, что связано не только с нашей земной, временной жизнью, но и с жизнью вечной. И понятно, что человек, сам не ведущий полноценную церковную жизнь, не может по достоинству именоваться для кого-то «крестным отцом», поскольку не может и по-настоящему воспитать кого-либо в вере.

Однако необходимо напомнить и вот о чем. Плохо взять на себя обязательство участвовать в духовном воспитании крестника, не имея реальной возможности его выполнить. Почему? Потому что Господь спросит за это с человека. Но разве не спросит Он за то, что сам «крестный» прожил свою жизнь фактически вне Церкви, относясь к вере как к чему-то второстепенному в своем бытии? Об этом необходимо беспокоиться в первую очередь. И не исключено, что именно принятие на себя обязанностей восприемника может помочь: появится возможность и необходимость чаще бывать в храме (причащение крестника), молиться (хотя бы о крестнике), читать книги о духовной жизни (чтобы иметь возможность что-то объяснить крестнику).

Можно ли крестить без крестных родителей?

В крайних обстоятельствах, если невозможно найти восприемников, или Крещение совершается в критический для жизни человека момент, оно может быть совершено и без крестных родителей.

Суеверные утверждения, не относящиеся к Православной вере:

  • девушка не должна в первый раз быть крестной у девочки;
  • незамужняя крестная отдает свое счастье, если первой крестит девочку, а не мальчика;
  • беременная женщина не может становиться крестной матерью;
  • если на крещении воск с волосами крещаемого потонет, жизнь крещаемого будет недолгой.

 

Когда празднуются Именины?

Именины празднуются в День Церковного почитания (день памяти) того Святого, именем которого человек наречен при Крещении. День памяти Святого выбирается после дня рождения крещаемого, а не до. Т.е. именины человек отмечает после дня своего рождения, а не до.

Когда празднуются день Ангела?

День Ангела – это дата совершения Таинства Крещения. Именно во время Крещения человек получает своего Ангела-Хранителя, который будет рядом с ним во все дни его жизни.

Каковы обязанности крестных (восприемников)

Крестным может стать совершеннолетний крещеный православный христианин, знающий Символ веры, основные православные молитвы («Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»). Это есть некоторый необходимый минимум. В идеале же, крестным должен быть тот, кто ведет церковную жизнь: регулярно исповедуется и причащается. Ведь как может научить крестника православной христианской вере тот, кто сам в ней является начинающим?

По традиции крестных двое – крестный отец и крестная мать. Но строго необходим только один, того же пола, что и крещаемый. Восприемниками, по традиции, не могут быть родители крещаемого. Церковные правила не допускают брака между крестным и крестником, а также между крестным и одним из овдовевших родителей крестника.

После Крещения, по мере взросления, крестный должен наставлять ребенка в вере, приводить в храм, приносить к Причастию, или следить, чтобы родители приводили его в храм и причащали. Крестные должны каждый день молиться за своих крестников. Крестные несут ответственность за воспитание ребенка в вере и будут отвечать за это на Страшном Суде.

С какого возраста можно становиться крестными родителями (восприемниками)?

По существующим правилам восприемником/восприемницей человек может стать в 18 лет.

Обязательные требования к крестным родителям:

  • крестные родители должны быть сами крещеными в Православие;
  • если человек, которого выбрали быть крестным родителем, сам недавно принял Крещение, то он может стать Восприемником только по прошествии 1 года, после своего собственного Крещения.

 

Сколько раз можно становиться крестными родителями?

Можно становиться крестными любое количество раз, если при этом Вы сможете (чувствуете в себе силы) надлежащим образом исполнять обязанности крестного родителя: участвовать в религиозном воспитании своих крестников, воспитывать их в духе Православия и благочестия.

Сколько крестных родителей может быть у одного крещаемого?

  • Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый, т.е. для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина;
  • традиция выбирать для ребенка сразу обоих крестных: отца и мать, никак не противоречит канонам;
  • ситуация, когда у крещаемого есть только один крестный родитель противоположного пола с крещаемым – допустима, но в исключительных случаях.

 

Может ли один человек во время крещения быть восприемником у нескольких человек (например, у близнецов)?

Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности – это разные люди, имеющие право на своего крестного.

Можно ли крестить без крестных родителей?

В крайних обстоятельствах, если невозможно найти восприемников, или Крещение совершается в критический для жизни человека момент, оно может быть совершено и без крестных родителей.

Можно ли отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?

Если человек чувствует внутреннюю неготовность или серьезно опасается, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или взрослому крещаемому) стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять этих обязанностей.

Стоит ли брать на себя обязанности крестного, если родители крестника не воцерковлены?

В такой ситуации необходимость в крестном возрастает. Невоцерковленные родители очень часто воспринимают Крещение не как Таинство, освобождающее ребенка от первородного греха и делающее его членом Церкви, а как обряд, подтверждающий национальную принадлежность ребенка, или магическое действо, защищающее младенца от темных сил. Если крестный ― человек церковный, он постарается объяснить родителям ребенка смысл и силу Таинства Крещения.

Исполняя долг восприемника, не следует упрекать родителей в их легкомыслии и маловерии. Иоанн Креститель говорил, что Господь из камней, разбросанных в пустыне, может сделать подвижников благочестия (Мф. 3, 9). Терпение, снисходительность, любовь верующего крестного, непрерывный труд духовного воспитания ребенка могут оказаться неопровержимым доказательством истинности Православия и для его родителей, а молитва способна оживить окаменевшие сердца равнодушных к вере близких.

Недопустимые варианты родственных связей между духовными родственниками:

невозможны браки между:

  • крестными родителями и их крестными детьми (крестниками);
  • крестными родителями и физическими родителями крестников;
  • крестной матерью и крестным отцом одного и того же крестника.

Недопустимо, чтобы приемный отец/приемная мать становились крестными родителями по отношению к своему приемному ребенку.

Некоторые допустимые варианты родственных связей между духовными родственниками:

  • муж и жена могут быть крестными родителями разных детей в одной
    и той же семье;
  • брат и сестра, отец и дочь, мать и сын могут быть крестными одного
    и того же крестника;
  • несколько детей из одной семьи могут иметь одинаковых крестных
    родителей;
  • брат/сестра может быть крестным отцом/крестной матерью родному
    брату/сестре;
  • дедушки, бабушки, дяди и тети — не состоящие друг с другом в браке
    могут стать крестным родителями у одного и того же внука, племянника;
  • отношения между кумовьями (кум/кума – это крестные родители одного
    крещаемого по отношению друг к другу, а также по отношению к
    родителям крещаемого):
  • состоящие в браке родители крещаемого могут быть/стать крестными по отношению к детямсвоих кумовей (но не у одного и того же ребенка);
  • один человек может становиться крестным родителем у нескольких
    человек из одной и той же семьи.

Символ веры

Символ веры при Крещении должен читаться самим крещаемым (или крестными).

Церковнославянский текст Русский текст
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный, несотворенный, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 3. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 4. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 5. И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 6. И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 9. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 10. Признаю одно крещение для прощения грехов.
11. Чаю воскресения мертвых, 11. Ожидаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь. 12. и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Объяснение Символа веры

«Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает», — пишет апостол Павел (К Евреям 11:6). В отличие от неопределенного религиозного чувства, которое присуще и многим нехристианским народам, и многим современным людям, не определившимся в вере и считающим, что главное иметь «Бога в душе», подлинная вера предполагает не просто уверенность в Его бытии, но принятие всем сердцем Его воли, Его откровенного слова, т.е. Благой Вести (по-гречески – Евангелия) о спасении людей. Вера невозможна без доверия Богу и Его слову, запечатленному в Священном Писании.

Мы ничего определенного не могли бы помыслить о невидимом Боге, если б Он Сам не открыл Себя людям. И на основании Откровения, содержащегося в книгах Нового Завета, Церковь, основанная Христом, начиная с избранных Им учеников, или апостолов («апостол» по-гречески значит посланник), свидетельствует: Бог один (единый) по сущности Своей, но в то же время троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. То есть Бог есть Пресвятая Троица, единосущная (поскольку и у Отца, и у Сына, и у Духа одна и та же божественная природа, одно существо) и нераздельная (три божественных Лица пребывают друг в друге и неразделимы друг с другом, поэтому Бога не три, а один). Бог называется также Вседержителем, т.к. весь созданный Им мир Он содержит в Своей силе и воле. Он – Творец неба и земли, мира видимого и невидимого (к миру невидимому принадлежат разумные существа, представляющие небесные бесплотные силы – архангелы и ангелы). Бог-Отец – первое Лицо Пресвятой Троицы.

Сыном Божиим называется второе Лицо Божественной Троицы, Господь Иисус Христос. Имя Иисус означает «спаситель» или «Бог спасает», оно было открыто Архангелом Гавриилом Деве Марии, жившей в Назарете, перед рождением от Нее Иисуса Христа уже как Сына Человеческого, как повествует об этом Евангелие от Луки 1:26-38. Христос – значит помазанник Божий. В древней Иудее был обычай помазывать священным елеем царей на царство, первосвященников и пророков на служение. По человечеству Иисус соединил в Себе в высочайшей степени ведение пророков, святость первосвященников и могущество царей.

Иисус Христос назван Сыном Божиим Единородным, т.к. Он – один-единственный, рожденный от Отца, из Его сущности, но не во времени, как рождаются творения земные, а «прежде всех веков», прежде, чем появилось само время, не отделимое от сотворенного мира. Христос – «Свет от Света, Бог Истинный от Бога Истинного». Как говорит апостол Иоанн Богослов, «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1-е Иоанна 1:5), и он же пишет о Христе в четвертом Евангелии: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (От Иоанна 1:9-12). Сын Божий – рожденный, но не сотворенный во времени, в отличие от человеческого рождения. Он – Бог, а не тварь, и одного и того же божественного существа с Богом Отцом, т.е. единосущный Отцу. Бог сотворил все через Сына Своего, который в Священном Писании также называется Премудростью и Словом. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (От Иоанна 1:1-3). На это и указывают слова Символа Веры «Имже вся быша».

«Нас ради человек и нашего ради спасения». От чего пришел спасти нас Сын Божий? Священное Писание говорит, что Мессия «спасет людей Своих от грехов их» (От Матфея 1:21), и самое спасение полагает «в прощение грехов» (От Луки 1:77). Господь Иисус Христос явился в «умилостивление за грехи наши» (1 Иоанна 2:2), «для уничтожения греха жертвою Своею» (К Евреям 9:26). Он «умер за грехи наши» (1 Коринфянам 15:3), дабы нам, бывшим «прежде рабами греха» (К Римлянам 6:17), «не быть уже рабами греху» (К Римлянам 6:6).

Сын Божий, хотя и открыл Себя в первую очередь израильскому народу, но сошел с небес, придя на землю, не только для него одного, а вообще для всего человечества. На земле Он прежде был невидим и стал видимым, когда явился во плоти человеческой, т.е воплотился, принял на себя все природные свойства, всю слабость и ограниченность плоти (только грех человеческий был абсолютно чужд Ему), не утратив нисколько Своих божественных свойств, не переставая быть при этом Богом. Воплощение Христа совершилось содействием Святого Духа, так что Дева Мария, Богоматерь, как была Девой прежде зачатия и рождения Христа, так Ей и осталась по Рождестве до конца Своей жизни. Потому Церковь ее называет также Приснодевой (т.е. вечной Девой). И Христос не просто воплотился, но вочеловечился, т.е. стал полноценным человеком с собственной душой. И именно Он нам являет образец совершенной человечности, образец Человека, в Котором все прекрасно!

Иисус Христос был распят за нас как последний ничтожный раб, как государственный преступник (в Римской империи это была самая позорная и мучительная казнь), и Своей смертью на кресте избавил нас от вечной смерти и «клятвы закона», т.е. того закона, который был до Христа, начиная с 10 первых заповедей, полученных пророком Моисеем на горе Синай. Ибо никто никогда не был способным исполнить весь закон, открытый людям через древних пророков, потому люди и чувствовали себя отверженными Богом, т.к. в законе было написано: «Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего» (Второзаконие 27:26). Христа иудейский синедрион формально осудил как раз по закону! И апостол Павел учит: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (К Галатам 3:13), т.е Он примирил всех нас, грешников, с Отцом Небесным. Примирил своими страданиями, как человек, Сын Человеческий, принеся Себя в жертву добровольно, хотя мог бы и избежать этих страданий. После распятия Он был погребен, и враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали его. Но на третий день (точнее, в конце второй ночи после погребения) Он воскрес, согласно древним пророчествам и псалмам Ветхого Завета (по Писанию) и свидетельствам апостолов-евангелистов, очевидцев этого события.

Слова «и возшедшего на небеса, и седяща одесную Отца» заимствованы из посланий апостола Павла: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (К Ефесянам 4:10); «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (К Евреям 8:1). Они означают, что Иисус Христос имеет равное могущество и славу с Богом-Отцом (по правую сторону от хозяина дома на Востоке сажали самых дорогих и почетных гостей). «Одесную» происходит от славянского «десница», т.е. правая рука. Писание Нового Завета говорит нам не только о Вознесении Христа, но и о будущем Его пришествии: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деяния 1:11).

Дух Святой называется также Господом, Животворящим. И до Христа люди чувствовали действие Духа Божия, Им были движимы великие библейские пророки, предрекавшие пришествие на землю Мессии-избавителя. Духу Святому присуща животворящая сила, поддерживающая всякую жизнь на земле, но особенно духовную у людей. Дух Святой продолжает дело Христово, начатое Им на земле, в Его последователях. Христос обещал Своим ученикам: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (От Иоанна, 15: 26). Духу Святому подобает равное с Отцом и Сыном поклонение и прославление, и Сам Христос, давая по Воскресении Своем последнее прощальное напутствие Своим ученикам, призвал: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (От Матфея 28:19). Дух Святой явил Себя чудесным образом на 50-й день по Воскресении Христовом, когда, сойдя на собранных в Иерусалиме вместе учеников и апостолов Христовых в подобии огненных языков пламени, Он вдохновил их на проповедь о Христе Воскресшем среди всех народов, начиная с Израиля (Деяния 2). День Пятидесятницы называют днем рождения Церкви Христовой. Каждый день в течение всего года, кроме промежутка между Пасхой и Пятидесятницей, любые храмовые богослужения, а также домашние утренние или вечерние молитвы, начинаются с молитвенного обращения ко Святому Духу: Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины (Утешитель, Дух Истины), Иже везде сый и вся исполняй (Ты, везде сущий и все наполняющий), сокровище благих (благости) и жизни подателю, приди и вселися в ны (в нас), и очисти ны (нас) от всякия (всякой) скверны, и спаси, Блаже (Благой), души наша.

Веруем также в единую Церковь как тело Христово, состоящее из множества разных членов, имеющее одну главу, Христа, и одушевляемое одним Духом Божиим, Духом Святым (1 Коринфянам, 12). Церковь называется Соборной, т.к. в ней собраны со всех концов земли люди разных культур и национальностей; по-другому – Церковь кафолическая (с греческого), то есть Вселенская. Церковь называется Апостольской, потому что, во-первых, она непрерывно от апостолов сохраняет учение и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение следующих за апостолами епископов и пресвитеров (священников), а во-вторых, епископское и пресвитерское служение призвано быть продолжением апостольского служения.

Исповедуем одно (единственное) в жизни христианина крещение как таинство, в котором верующий, при троекратном погружении в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы (Отца, Сына и Св.Духа) умирает для жизни греховной, для мира, во зле лежащего, и воскресает, рождаясь заново, для жизни в Боге, в Духе Божием. Как рождается человек по плоти один раз в жизни, так и «водою и Духом» один лишь раз. О воскресении мертвых и будущей бесконечной жизни есть множество свидетельств как в Ветхом, так и в Новом Завете. Можно привести слова Самого Христа: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. <…> Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (От Иоанна 5:25-29).

Крещение совершилось. Что дальше?

Человек принял Крещение. Таинство совершено, и часто многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и больше от них ничего не требуется. Глубокое заблуждение! Крещение — это только начало спасительного пути. Нужно помнить то, что Крещением омываются в человеке первородный грех и вина за все проступки и грехопадения, совершенные до Крещения. Но зародыш греха — греховные привычки и влечение ко греху — остаются в человеке, и преодолеваются они усилиями самого человека, путем ПОДВИГА всей его жизни, ибо Царствие Божие, по словам Господа, приобретается усилием. И другие таинства церковные (Покаяние, Причащение, Соборование), различные молитвы и богослужения являются средствами освящения христианина. В них христианин, по мере своей веры и нужды, получает Божественную благодать, содействующую его спасению. Без этой благодати, по учению апостольскому, мы не только не можем творить добро — не можем даже и пожелать его. (К Филиппийцам 2:13).

Каждый православный христианин начинает день с чтения утреннего правила (Молитвы утренние),и заканчивает день чтением вечернего правила (Молитвы на сон грядущим) и благодарением Господа за прошедший день. Эти молитвы можно прочитать в молитвословах, которые продаются в церковных лавках. Православному христианину необходимо не реже чем раз в месяц приходить в храм и принимать участие в таинствах Покаяния и Евхаристии (исповедоваться и причащаться Тела и Крови Христовой).

В таинстве Покаяния человеку сообщается благодать, освобождающая его от грехов и наделяющая душу способностью понимать волю Божию. Согрешивший искренно просит Господа дать ему силу увидеть свои грехи в свете Евангелия, дабы пробудилось в душе раскаяние в совершённых грехах, дабы чистосердечным исповеданием грехов укрепить в себе стремление к исправлению. Христос, видя, что человек просит искренне Его о помиловании, подает ему через священника не только отпущение грехов, но оправдание и освящение. Благодать Божия в завершение покаяния открывает путь ко спасению и учит человека по мере своих сил по-новому относиться к жизни на земле в целом и к себе, к своим христианским обязанностям в частности. Здесь нужно отметить, что недопустимо формальное перечисление грехов или такое псевдораскаяние, когда человек исповедуется с мыслью: «Эти грехи прощены, теперь снова можно грешить, чтобы на следующей исповеди грехи мне снова простили». Такая исповедь будет в осуждение человеку.

В таинстве Евхаристии (Причастия) человеку сообщается дар единения со Христом. Святые Дары (Тело и Кровь Христовы), входя в состав человека, таинственно преобразуют его: очищают душу, освящают помышления, просвещают деятельность человеческих чувств, подают Дары Святого Духа.

Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (К Галатам 5:19-23).

Каждое таинство Церкви приобщает человека к божественной жизни, к миру Божественного Света, и все земное через таинства призвано восходить к горнему через священнодействия. И чем выше восхождение земного в таинстве, тем ближе нисхождение Небесного, ближе они друг к другу, теснее их связь, взаимное проникновение, и тем полнее преображение духовной жизни человека.

В Церкви нет ничего бессмысленного, все, что установлено: таинства, богослужения, молитвы, дела веры, посты и т.д., — призваны помогать нам проходить путь земной жизни, совершенствуя дух и приближая нас к Царствию Небесному, достижение которого, как сказано в Евангелии и было явлено примерами святых, возможно еще при земной жизни.

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ(ИСПОВЕДЬ)

Покаяние есть Таинство, в котором исповéдующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Греческое слово μετάνοια (метанойя — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей».

Исповедь совершается каждый день во время богослужения утром и вечером.

ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ (ЕВХАРИСТИИ)

Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.Таинство евхаристии ( по греч. «благодарение»), или причащения, занимает центральное место в Православной Церкви. Оно составляет главную часть особого богослужения — Литургии.

Таинство Причащения совершается каждый день во время Литургии. Начало Литургии в 8:30.

ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ (СОБОРОВАНИЕ)

Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазáнии тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не допустимо воспринимать как “магический ритуал”, результатом которого будет непременное физическое исцеление

Таинство соборования совершается во дни постов. На таинство соборования необходима предварительная запись в церковной лавке.

О молитвах

Основное средство для исполнения евангельских заповедей – молитва. Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, т. е. беседа с Богом. Это духовная пища, необходимая человеку, как и воздух.

Молитвы просительные, — когда просим у Бога помощи. Покаянные, когда, сделав худое дело, просим прощения. Благодарственные, когда благодарим и прославляем Бога, получив просимое. Хвалебные — прославляем Бога за Его благодеяния.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да, святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

«Достойно есть»

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

О крестном знамении

Еще одно сильное оружие христианина — крестное знамение.

Святая Православная Церковь учит, по преданию святых апостолов и святых отцов, употреблять при осенении себя крестным знамением первые три перста (пальца) правой руки, соединенные вместе, а последние два — безымянный и мизинец — пригнутые к ладони; и это древнее правило содержится не только в России, но и во всех православных странах.

Три соединенные перста полагаем на лоб, на чрево, на правое, а затем на левое плечо, изображая крест на себе, и, отпустив руку, кланяемся. Соединение трех перстов означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два же пригнутые перста означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет два естества — есть Бог и человек, и ради нашего спасения сошел с неба на землю.

Крестное знамение полагаем на чело, чтобы освятить ум и мысли наши, на чрево — чтобы укротить воюющую на дух плоть, на плечи — чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших.

Крестное знамение символизирует призывание имени Божия и славословие Бога, поэтому оно совершается обычно при словах «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» или при любом другом начале молитвы и словах «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» или при другом каком-нибудь славословии и в конце молитвы.

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Если ты при полной вере, с сердечным расположением изобразишь на лице своем крест Христов, то ни один из нечистых духов не возможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану». Не стыдись же, христианин, столь великого блага, да не постыдит и тебя Христос, когда приидет во славе Своей и когда сие знамение явится пред Ним светлейшим самих лучей солнечных, «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, — сказал Господь, — того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей Отца и святых Ангелов» (От Луки 9:26).

Ответы на часто задаваемые вопросы

Когда можно совершать Таинство Крещения?

  • Крещение в нашем монастыре совершается каждый день в 11:00.
  • крещение совершается в любой период (день) года
  • периоды постов не являются препятствием для крещения;
  • православные праздники не являются препятствием для крещения;
  • для совершения крещения необходимо прийти в день крещения к 9:30 и записаться на крещение к церковной лавке.
  • В 10.00 из иконной лавки крещаемых проведут на беседу перед крещением. Крещаемые, а также родители детей и крестные обязательно должны пройти огласительные беседы. Беседа длится порядка 40 минут. После беседы Вы пройдете в храм для совершения таинства крещения.

 

Оглаше́ние (катехументат, от греч. katechoumenos, «оглашенный», «получивший устное наставление») – распространенное в древней Церкви устное наставление в вере, предшествовавшее крещению.

Что нужно приготовить с собой на крещение:

  • православный нательный крестик. Крестик и цепочку (или шнурок — гайтан) можно приобрести в иконной лавке. Если крестик приобретен не в церковной лавке, а в обычном магазине, то необходимо при регистрации на крещение отдать его на освящение;
  • для детей — новую крестильную рубашку (можно приобрести в иконной лавке);
  • большое полотенце;
  • все крещеные люди, присутствующие на крещении, должны иметь нательный крестик;
  • Свечу, памятку о крещении Вам выдадут в иконной лавке при регистрации на крещении;
  • Свидетельство о крещении священник вручает после окончания таинства крещения.

 

Некоторые особенности Таинства крещения для взрослых:

  • по возможности – соблюдать пост в течение 2-3 дней до таинства крещения;
  • желательно – в сам день крещения с утра не есть, не пить и не курить;
  • живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеского общения;
  • являться на таинство крещения нужно чистым и опрятным, без косметики и украшений;
  • для женщин – таинство крещения осуществляется по окончании месячного очищения;
  • по благочестивому обычаю женщины приходят в храм в длинной юбке и с покрытой головой.

 

С какого возраста можно крестить ребенка?

По установленной традиции крестить младенцев можно с первого дня жизни. Но обычно крестят на 40 день.

Что делать после крещения с крестильной рубашкой и полотенцем?
Из-за частичек святого мира, остающихся на крестильных одеждах и пелёнке, они хранятся, как святыня. В крестильную рубашку младенца одевают и приносят на Причастие.
Можно одеть рубашку малышу, если он сильно болеет и помолиться о его выздоровлении. Полотенце, если в него не заворачивали ребёнка после миропомазания, а просто вытерли им крещаемого после купели, можно и дальше использовать по назначению.

С какого возраста можно становиться крестными родителями (восприемниками)?

По существующим правилам восприемником/восприемницей человек может стать в 18 лет.

Обязательные требования к крестным родителям:

  • крестные родители должны быть сами крещеными в Православие;
  • если человек, которого выбрали быть крестным родителем, сам недавно принял Крещение, то он может стать Восприемником только по прошествии 1 года, после своего собственного Крещения.

 

Сколько раз можно становиться крестными родителями?

Можно становиться крестными любое количество раз, если при этом Вы сможете (чувствуете в себе силы) надлежащим образом исполнять обязанности крестного родителя: участвовать в религиозном воспитании своих крестников, воспитывать их в духе Православия и благочестия.

Сколько крестных родителей может быть у одного крещаемого?

  • Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника
    того же пола, что и сам крещаемый, т.е. для мальчика – мужчина,
    а для девочки – женщина;
  • традиция выбирать для ребенка сразу обоих крестных: отца и мать,
    никак не противоречит канонам;
  • ситуация, когда у крещаемого есть только один крестный родитель
    противоположного пола с крещаемым – допустима, но в исключительных
    случаях.

 

Может ли один человек во время крещения быть восприемником у нескольких человек (например, у близнецов)?
Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности – это разные люди, имеющие право на своего крестного.

Можно ли крестить без крестных родителей?

В крайних обстоятельствах, если невозможно найти восприемников, или Крещение совершается в критический для жизни человека момент, оно может быть совершено и без крестных родителей.

Можно ли крестить ребенка в православной церкви, если один или оба родителя некрещеные или иноверцы?

Можно, если родители не возражают против воспитания своего ребёнка в Православной Вере и есть верующие православные крёстные.

Можно ли креститься повторно?
Таинство крещения является духовным рождением. Совершается оно только раз в жизни. Повторное крещение для православного христианина невозможно ни при каких обстоятельствах.

Можно ли отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?
Если человек чувствует внутреннюю неготовность или серьезно опасается, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или взрослому крещаемому) стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять этих обязанностей.

Недопустимые варианты родственных связей между духовными родственниками:

невозможны браки между:

  • крестными родителями и их крестными детьми (крестниками);
  • крестными родителями и физическими родителями крестников;
  • крестной матерью и крестным отцом одного и того же крестника.

 

Недопустимо, чтобы приемный отец/приемная мать становились крестными родителями по отношению к своему приемному ребенку.

Некоторые допустимые варианты родственных связей между духовными родственниками:

  • муж и жена могут быть крестными родителями разных детей в одной
    и той же семье;
  • брат и сестра, отец и дочь, мать и сын могут быть крестными одного
    и того же крестника;
  • несколько детей из одной семьи могут иметь одинаковых крестных
    родителей;
  • брат/сестра может быть крестным отцом/крестной матерью родному
    брату/сестре;
  • дедушки, бабушки, дяди и тети — не состоящие друг с другом в браке
    могут стать крестным родителями у одного и того же внука, племянника;
  • отношения между кумовьями (кум/кума – это крестные родители одного
    крещаемого по отношению друг к другу, а также по отношению к
    родителям крещаемого):
  • состоящие в браке родители крещаемого могут быть/стать крестными по отношению к детямсвоих кумовей (но не у одного и того же ребенка);
  • один человек может становиться крестным родителем у нескольких
    человек из одной и той же семьи.

 

Когда празднуются Именины?

Именины празднуются в День Церковного почитания (день памяти) того Святого, именем которого человек наречен при Крещении.
День памяти Святого выбирается после дня рождения крещаемого, а не до. Т.е. именины человек отмечает после дня своего рождения, а не до.

Когда празднуются день Ангела?

День Ангела – это дата совершения Таинства Крещения.
Именно во время Крещения человек получает своего Ангела-Хранителя, который будет рядом с ним во все дни его жизни.

Суеверные утверждения, не относящиеся к Православной вере:

  • девушка не должна в первый раз быть крестной у девочки;
  • незамужняя крестная отдает свое счастье, если первой крестит девочку, а не мальчика;
  • беременная женщина не может становиться крестной матерью;
  • если на крещении воск с волосами крещаемого потонет, жизнь крещаемогобудет недолгой.

Полезные ссылки:

www.azbyka.ru – Православная энциклопедия «Азбука веры»
www.missionary.su – Незнакомое православие – простыми словами о самом важном
www.pravenc.ru – Православная энциклопедия
www.pravmir.ru — Православие и мир (Ежедневное интернет-СМИ)
www.predanie.ru – Предание — большой архив видео-, аудиоматериалов и mp3-книг православной тематики
www.pravoslavie.ru – Интернет-портал Сретенского монастыря
www.tvspas.ru — Архив телеканала ТВ-Спас – большой архив видео- и аудиоматериалов – фильмы, лекции, телепередачи и т.д.
mitropolia74.ru – Сайт Челябинской митрополии
monastery74.ru — Сайт Челябинского Одигитриевского женского монастыря
Адрес монастыря: г. Челябинск, ул. Энергетиков, 21А
Телефон храма: +7 (351) 251-79-84