10 сентября день преставления ко Господу монахини Агафангелы.
Родилась будущая монахиня Агафангела в Челябинске в 1886г. В миру ее звали Ольга Федоровна Николаева, дочь Федора Николаева. Когда ей было 10 лет умерла ее мама и отец за руку привел свою дочку в Челябинский Одигитриевский монастырь.
Почему Ольгу отец привел именно в монастырь? Скорее всего, на это повлияли душевный склад и настрой девочки. В детстве Ольга любила играть в похороны, делала могилки и ставила на них крестики. Память смертная – древняя монашеская добродетель…
И вот, Одигитриевский монастырь стал ее домом. В то время монастырь был большим и насчитывал более 300 монахинь и послушниц.
Поначалу жизнь монастырская складывалась непросто. Девочке дали послушание: мыть посуду за сестрами. Послушание показалось Ольге не слишком интересным, и она решила от него уклониться. Оля подумала: не буду пить чай с сестрами, а, значит, и посуду не буду мыть. Чая на какое-то время она лишилась, а вот послушание за ней оставили. Это помогло понять: всякое послушание надо любить, и любую работу, которую поручают, стремиться исполнить как можно лучше. Такой настрой она сохранила на всю жизнь и впоследствии делилась этим опытом с молодыми.
Гораздо больше, чем трудовые послушания, ей нравились занятия творческие – она и сама была человек творческий, с богатыми духовными интересами. Она читала в храме, имела талант и сильную тягу к пению. Начав петь на клиросе, впоследствии она стала регентом монастырского хора. Роста Ольга была невысокого, и сестры сделали для нее специальную скамеечку, чтобы маленький регент был виден всем певчим.
Впоследствии Ольга стала преподавать пение в монастырской школе, которую перед этим окончила, а затем – и в Челябинском епархиальном женском училище. Здесь она с февраля 1909 года руководила училищным хором, и, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, которые она испытала в 1910-1911 годах, продолжала трудиться на этом поприще и в последующие годы.
Сохранились воспоминания о словах монахини Агафангелы о церковном пении. Так, она говорила, что в церкви нужно «петь просто». И, когда поешь, всегда помнить о Боге. Если стараться петь, чрезмерно старясь о красоте пения, то мысль отвлекается от Бога. В центре любого служения, послушания в храме должен быть Господь.
Преподавала Ольга и другие дисциплины – и в монастырской школе, где она была поставлена «надзирательницей», и в епархиальном училище. Какие именно – в точности неизвестно, однако за успехи в церковно-школьной работе в 1915 года послушница была удостоена Архипастырского благословения.
Свой богатый творческий потенциал Ольга Николаева реализовала в монастырском поэтическом альбоме, своего рода коллективном духовном дневнике насельниц Одигитриевского монастыря.
Пострижена в монашество Ольга Николаева была после 1917г. Возможно, на решение матушки Агафангелы повлияли и революционные события. Безбожная власть не скрывала своего отношения к религии, открыто называла ее «опиумом для народа», а священников – попами-обманщиками… Над Одигитриевским монастырем сгущались тучи, и в этих условиях Агафангела спешила принять постриг.
Новое имя для постригаемой Ольги, как утверждает А.Г. Щегольков, выбрала игумения Одигитриевского монастыря Анастасия. Ольга и Анастасия были хорошо знакомы по монастырской школе — обе работали учительницами. Анастасия очень ценила Агафангелу и, зная ее талант вносить мир и гармонию во все дела, в имени будущей монахини – «ты как ангел», — она, по всей видимости, хотела запечатлеть ангельскую сущность ее характера. Анастасия стала игуменией в 1908 году, и после пострига Агафангела стала главной ее помощницей, ее правой рукой. В монастыре к монахине Агафангеле вообще относились как к некоей драгоценности, которую надо всячески беречь и охранять. С ней обращались бережно, и сестры, и игуменья, хотя в целом игумения Анастасия отличалась строгостью.
После того, как закрыли Челябинский Одигитриевский женский монастырь, и монахини расселились по частным квартирам, особенно остро перед всеми сестрами обители стал вопрос – как жить монахиням в миру, когда ломают многовековой уклад монашеской и, вообще, православной жизни? Тогда, монахиням и послушницам было разрешено работать учительницами начальных классов, и некоторые из сестер Одигитриевской обители выбрали этот путь.
Путь учительницы в советской школе был не по душе монахине Агафангеле. Она долго молилась о том, как устроить ей свою жизнь по-монашески… без монастыря. Матушка Агафангела осталась в миру, в «житейских волнах», как говорила она, не изменяя монашеским обетам, не поступая на светскую работу.
«Жизнь не веселая, жизнь одинокая,
Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
Жизнь как осенняя ночь молчаливая,
Горько она, моя бедная шла…».
(Запись в альбоме сделана Агафангелой в 1939 году.)
Монахиня Агафангела выбрала путь странничества, возможно, исполняла церковные требы, возможные для монахини, прежде всего, чтение псалтири по усопшим. Проживала она в селе Медведьево, а затем в Мелентьевке (г. Миасс). Это был опасный путь, когда многие из священников и монашествующих подвергались репрессиям. Даже за одно хранение альбома с духовными стихами, тем более, что в некоторых говорилось о царе, давалась оценка событиям ХХ века в России, угрожал расстрел. «И на подвиг крестный нас благослови!», – еще одна запись 1943 года. Этот путь был опасен, как, впрочем, любая дорога верующего человека в те годы, не скрывающего своей принадлежности к православию; но только так она могла невозбранно нести свой монашеский подвиг: молитвы, духовной и физической помощи людям, не вступая в брак, не обзаводясь собственным хозяйством. Это известный для православия путь подвижничества, напоминающий жизнь многих блаженных и праведных, например, святого Симеона, Верхотурского Чудотворца.
Все, кто знал матушку Агафангелу, отмечали весьма необычное ее качество, выходящее за рамки обыденного понимания. Каким-то непостижимым образом она узнавала о том, кому в Мелентьевке и в ее окрестностях нужна была помощь, и спешила эту помощь оказать.
Мирная кончина матушки
Монахиня Агафангела отошла ко Господу в двадцатых числах августа 1965 г., рассказывает Надежда Леонидовна Ведерникова.
Последние пару недель перед смертью матушка уже никого не узнавала, о. Георгия называла «дедушкой», а вот Надю узнавала и разговаривала с ней. Долго матушка не болела, а свалилась как бы разом.
В самый последний день она начала задыхаться. В дом пришли бабушки, стали читать отходную. Надя убежала в другой дом. «Мне было тяжело, я вся уревелась», — вспоминает она. Когда вернулась, матушка была еще жива. Лежала, тяжело дышала открытым ртом. Отошла тихо, мирно. Как и жила.
Похоронили монахиню Агафангелу в монашеской одежде, в клобуке, с четками в Миассе на кладбище возле Свято-Троицкого храма, неподалеку от алтарной абсиды.
Возвращение домой
Игумения Челябинского Одигитриевского женского монастыря Евсевия (Лобанова) по благословению митрополита Челябинского и Миасского Никодима распорядилась осуществить перезахоронение останков монахини Агафангелы с кладбища при Свято-Троицком храме г. Миасса на погост Одигитриевского монастыря в Челябинске.
Дата перезахоронения – 10 сентября 2018 года, день памяти матушки Агафангелы.
В Одигитриевском монастыре все исполнены тихой радости по поводу возвращения в родную обитель после столетнего отсутствия одной из самых любимых сестер. У Бога никто не забыт. Ничто не забыто. Монастырь помнит свою дщерь.
К могилке матушки в Челябинске стекаются понемногу люди. Приходят немногочисленно – по одному, по двое. Постоят в тишине, помолятся, попросят о чем-то своем, заветном. И верят: Господь услышит эти молитвы, преклонится на милость, по ходатайству и заступничеству праведной жизни монахини Агафангелы.
Упокой Господи, душу усопшей рабы твоей монахини Агафангелы!