Накануне праздника Преображения Господня, когда в храмах освящают плоды нового урожая, особенно символично вспомнить историю монастырской заимки «Плодушка». В 1864 году сестры Одигитриевского монастыря создали здесь фруктовый сад, осушив заболоченные земли. Позже на этом месте возникла известная во всей России плодовая станция, подарившая стране сорт «Уральское наливное» и другие достижения отечественной селекции
История монастырской заимки «Плодушка» берет начало в 1864 году — с того самого момента, как женскому Одигитриевскому монастырю был отведен участок земли рядом со Смолинскими хуторами. На отведенных монастырю 50 гектарах земли сестры устроили Никольскую монастырскую заимку. Возвели небольшой храм в честь святителя Николая Чудотворца, построили келейные корпуса и необходимые хозяйственные постройки.
К 1918 году Никольская заимка простиралась на 420 гектаров и включала в себя так называемую «пустошь Смолина», расположенную в пределах Сухомесова, Фатеевки и озера Смолино. Протоиерей Леонид Туркевич посетивший заимку 3/16 марта 1918 года сделал запись в своем дневнике: «Насколько велико было хозяйство, даже не вообразить: скотный двор, птичник, пчельник и т. д.»
Именно на Никольской заимке сёстры монастыря разбили фруктовый сад. Это была земля, на которой духовный и трудовой подвиг монахинь дал зримые плоды: эксперты считают опыт коллективного садоводческого хозяйства уникальным для того времени и очень успешным. В частности, кандидат биологических наук Вера Викторовна Меркер поясняет: «Появление сада на монастырской заимке — событие в истории Челябинска одновременно и научное, и культурное. Говоря научным языком, монахини положили начало процессу интродукции древесных пород в Челябинской области, в том числе и экзотических пород».
Примечательно, что изначально территория монастырской заимки по своим природным условиям к садоводству совсем не располагала. Обычный окраинный ландшафт, с луговинами и небольшими берёзовыми колками, был отмечен ещё и заболоченной местностью.
По дошедшим до нас воспоминаниям местных старожилов, для отвода лишней воды с монастырской заимки сёстры вырыли канавы, в которых собиралась вода и направлялась в небольшой пруд. Для необходимого опыления фруктовых деревьев в саду сёстры содержали пасеку.
Они брались за разведение таких плодоовощных культур, которые до них на Южном Урале просто не росли. На берегу озера Смолино появились бахчи с арбузами и дынями, в теплицах монахини помимо привычных огурцов и помидоров, выращивали грецкие орехи, абрикосы и виноград. Главным же деревом в монастырском саду была яблоня.
23 марта 1921 постановлением Президиума Челябинского губисполкома Одигитриевский монастырь был закрыт. 3 ноября 1922 года началось изъятие имущества Никольской церкви на монастырской заимке
История знаменитого монастырского сада после полного закрытия и уничтожения монастыря в 1923 году получила развитие. В дореволюционное время фруктовый монастырский сад «Плодушкой» никто не называл. Это название закрепилось за ними уже в советский период истории, когда здесь появилась научная станция, и тем самым сад, некогда с любовью возделанный монахинями, уцелел.
На основе монастырского сада в 1931 году по инициативе Ивана Владимировича Мичурина было организовано первое в Уральском регионе научно-исследовательское учреждение по садоводству — «Уральская зональная плодово-ягодная опытная станция» (Распоряжение № 142/72 Наркомзема СССР от 25.08.31г.).
Впоследствии оно было реорганизовано в маточный сад гибридных сеянцев ЮжУралНИИПООК. В годы войны именно сюда был эвакуирован один из филиалов Тимирязевского института, старейшего аграрного учебного заведения в России.
Здесь работал П.А. Жаворонков — профессор, ученик И.B. Мичурина, выпускник Омского сельскохозяйственного института. В Челябинск, на Плодушку, он приехал накануне Великой Отечественной войны и сразу погрузился в работу — благо начинать приходилось не с чистого листа. Контора станции и лаборатории разместились в здании бывшей Никольской церкви. Все необходимое было под руками.
За четверть века Павел Александрович Жаворонков вывел 30 сортов яблонь, среди них — знаменитое «Уральское наливное».
В обзоре известного краеведа, биолога и садовода Михаила Александровича Протасова «Яблони в садах Челябинска» (1928г.) есть несколько слов про бывший старый монастырский сад в котором росли 40-45 летние плодоносящие яблони, и где произрастал очень красивый и вкусный сорт Кальвиль, о котором Иван Владимирович Мичурин сказал: «Этот возьмите в основу Ваших работ».
В послевоенные годы станция продолжала работать, но в 1990-е пришла в упадок. В 1997 году здание бывшей Никольской церкви, где в советское время располагалась контора станции, было возвращено Церкви. В 2014 году монастырской заимке «Плодушка» присвоили статус памятника истории регионального значения, что позволило сохранить это место от застройки.
Челябинский журналист и краевед Михаил Фотонов пишет: «Тут (на «Плодушке») наш известный селекционер Павел Александрович Жаворонков получил свои первые гибриды… Несомненно одно: наше уральское садовое дело закладывалось монахинями».