В 2021 году исполняется 100 лет со дня закрытия Челябинского Одигитриевского монастыря. Предлагаем Вашему вниманию хронологию событий предшествующих закрытию обители и ее полного разрушения.
5 ноября 1919г.
В Челябинске состоялось заседание ликвидационной комиссии по делам Одигитриевского женского монастыря «о выяснении количества имущества в монастыре». Внимание советской власти привлекли огромное монастырское хозяйство и архитектурный ансамбль в центре города. Новая власть решила, что занимаемые монахинями помещения слишком велики, а потому в одном из домов монастыря предложено разместить детский приют.
14 ноября 1919г.
Заведующая хозяйственной частью монастыря монахиня Валерия (Севастьянова) обращается к Челябинскому епархиальному совету с письмом, в котором просит ходатайствовать перед властью о прекращении дальнейшего уплотнения общины и оставлением за нею того корпуса, который предназначен для размещения в нем тюрьмы.
В письме монахиня Валерия указывает, что Челябинская Одигитриевская женская община, численностью 365 человек, занимается преимущественно хлебопашеством, избегая эксплуатации чужого труда. Насельницы монастыря все полевые и хозяйственные работы исполняют своими собственными силами. В свободное же от полевых работ время некоторые из членов занимаются следующими работами: живописью, шитьем золотом и шелками, шитьем одежды, белья и стежкою одеял. В настоящее время все указанные работы исполняются для Красной армии, для которой, кроме того, также несет свой труд и монастырская пекарня, выпекая ежедневно, безвозмездно до 13 пудов (~ 213 кг.) хлеба.
16 ноября 1919г.
Епархиальный совет выступил в защиту обители. В письме председателю губревкома указывается, что «Челябинский монастырь резко и приятно выделяется из среды других монастырей примерным поведением обитательниц общины, выдающимся трудолюбием, образцовым ведением полеводства, пчеловодства, птицеводства, садоводства и огородничества и образцовой постановкой разного рода мастерских… Обитательницы этой общины всегда помогали нуждающимся, давая в общине приют и пропитание бесприютным старухам, калекам и бесприютным сиротам, происходящим почти исключительно из среды крестьян и казачек».
25 декабря 1919г.
Игумения Анастасия просит власти «оставить имущество монахиням, поскольку источником для сооружения храмов и приобретения богослужебного имущества служит труд насельниц обители, монастырь пособий от государства никогда не получал и готов принять все налоги, какие будут на него возложены».
17 января 1920г.
Заведующая хозяйственной частью монастыря монахиня Валерия (Севастьянова) в письме о составе насельников монастыря сообщает, что в монастыре живут 352 насельницы. Из них 72 человека в данный момент болеют. При этом сестры ежедневно выпекали 35 пудов (~537 кг.) хлеба для двух лазаретов (для 1123 человек), Военного ведомства (для 63 человек) и Красного Креста (для 24 человека). Остальные сестры активно занимались «изготовлением белья в чрезвычайную комиссию по борьбе с тифом»
28 января 1921г.
Вышло распоряжение Челябинского губисполкома о полном выселении монахинь и послушниц из занимаемых ими зданий Челябинского женского монастыря.
Это постановление вызвало серьезное противодействие населения города. При монастыре создается церковно-приходской совет, по инициативе которого в конце января и в начале февраля были созваны два собрания верующих, собиравших каждый раз до 2–3 тысяч человек. На собраниях призывали прихожан не допускать выселения монахинь. «Член городского совета Чеботарёв заявлял, что в случае выселения монахинь выведет на улицу 14 тысяч красноармейцев. Казак Даренских Иван говорил, что он приведет пулеметную команду и весь терполк, но не допустит выселения».
22 марта 1921г.
Власти попытались выселить монахинь силами милиции. Однако этому воспрепятствовали собравшиеся верующие. Из сообщения в сводке ЧК об этом: «22-го марта днем с помощью милиции было приступлено к очищению монастырских помещений. У ограды монастыря собралась большая толпа, которая неистово кричала, требуя отмены выселения монахинь, другие кричали: «Стреляйте в нас, а выселять не дадим!»».
В ночь с 22 на 23 марта 1921г.
По данным уральского краеведа Н.М.Чернавского записанным на экземпляре книги Раисы Будриной о монастыре (книга хранится в фондах Челябинского областного краеведческого музея) арест был совершён ночью 22 марта: «…в 1921 году 22 марта ночью… монастырь в составе 240 человек был арестован и препровожден в военный лагерь, и в тюрьму во главе с игуменьей, мирских до 100 человек посажено, сидели долго — до 6 месяцев». Дальнейшая судьба арестованных сестер неизвестна…
Сохранились воспоминания очевидцев событий, которые утверждают, что более двухсот монахинь чекисты обвязали арканом и так на веревке провели по улицам ночного Челябинска, чтобы не разбежались.
По сообщению чекистов в ночь с 22 на 23 марта были проведены аресты председателя церковно-приходского совета Орлова и других 42-х человек защищавших обитель. В ночь с 23-го на 24-е марта были проведены обыски в монастыре и аресты монахинь, наиболее активные из монахинь отправлены в тюрьму, а остальные – в концентрационный лагерь.
23 марта 1921г.
Президиум Челябинского губисполкома принял постановление о закрытии Одигитриевского женского монастыря.
«Дабы пресечь в дальнейшем всякую возможность организации контрреволюции вокруг означенного монастыря, Президиум губисполкома постановил монастырь закрыть, оставшихся монахинь, как принимавших участие в сопротивлении выселению и способствовавших контрреволюционной организации, заключить временно в концентрационный лагерь, престарелых монахинь поместить в дом призрения»
Людям, недовольным закрытием монастыря, губисполком запретил под страхом расстрела устраивать «всякие сборища и собрания для обсуждения данного вопроса». Угроза была вполне реальной: председателя Церковно-приходского совета по предотвращению закрытия монастыря Орлова, престарелого протоиерея Дмитрий Неаполитанова и некоторых других защитников в том же году казнили.
16 августа 1922г.
После закрытия монастыря многие сестры остались в Челябинске. Выйдя на свободу, игумения Анастасия (Щапова) с частью монахинь попыталась зарегистрировать собственную религиозную группу. 16 августа 1922г. в соответствии с действующим законодательством они получили в свое пользование Вознесенскую церковь бывшей обители.
26 сентября 1922г.
Власти передали ее в пользование обновленцам – группе «Живая церковь». В постановлении губисполкома по этому вопросу говорилось: «Ввиду того, что монастырский храм уже сдан по договору группе верующих, состоящих исключительно из бывших монашек, и что заключение договора с такой группой произошло по недоразумению, обязать уполномоченного горуездного исполкома т. Подкорытова возбудить в судебных учреждениях ходатайство о расторжении означенного договора, после чего монастырский храм передать епархиальному комитету группы “Живая церковь”»
3 ноября 1922г.
Была закрыта Никольская церковь на монастырской заимке, расположенной в современном Ленинском районе.
4 декабря 1926г.
ВЦИК по представлению Уральского областного исполкома вынес окончательное решение о закрытии Вознесенской церкви монастыря. Тогда же были проведены «работы по снятию куполов, крестов и всех прочих предметов культа с Вознесенской церкви».
16 июня 1927г.
ВЦИК принял решение о закрытии Одигитриевской церкви. К тому времени первый этаж храма был преобразован под жилое помещение для священнослужителей, а сама церковь в течение последних 3-х лет не использовалась для богослужений.
1927г.
В 1927 г. началась перестройка и переоборудование Вознесенского храма в «Дом съездов» с залом заседаний, рассчитанным на 700–800 человек. Предполагалось, что квартал, который еще совсем недавно занимал Одигитриевский женский монастырь и Челябинское духовное училище, станет административным центром Челябинска и здесь разместятся органы советской власти.
1930г.
К началу 1930-х годов от Одигитриевского женского монастыря не осталось и следа. Его храмы и прочие постройки разобрали на кирпичи.
1938г.
С 1938 г. на месте Одигитриевского женского монастыря стоит гостиница «Южный Урал» (пр. Ленина, д. 52), жилые и административные здания.
Единственным уцелевшим зданием монастыря осталась Никольская церковь на монастырской заимке (ныне Ленинский район г. Челябинска, ул. Энергетиков, 21А).
Сентябрь 1996г.
Храм в честь святителя Николая расположенный на бывшей монастырской заимке, перестроенный в здание конторы ОПХ «Садовое» был передан Челябинской епархии. Священники Челябинской епархии принимали единственное уцелевшее от Одигитриевского монастыря здание. Принимали в запущенном виде, изуродованным от многочисленных перестроек, без воды и отопления, с обрубленной электропроводкой, выбитыми окнами и сгнившими полами.
6 ноября 1999г.
В перестроенном виде Храм в честь святителя Николая был освящен 6 ноября 1999 года в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».
22 октября 2015г.
Священный Синод принял решение об открытии Одигитриевского женского монастыря в городе Челябинске на месте монастырской Никольской заимки (ныне Ленинский район г. Челябинска, ул. Энергетиков, 21А).
* * * * *
Конечно, это не полный перечень событий. Будем благодарны любой информации о нашем монастыре. Вы можете отправить её нам по электронной почте monastery74@yandex.ru